ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА


Санитарно-эпидемиологическая деятельность

в период Гражданской войны 1917-1922 годов.

   
В первые месяцы после Октябрьской (1917) революции санитарно-противоэпидемической деятельностью в стране пыталась руководить санитар­но-эпидемиологическая секция управления медицинской части Народного комиссариата внутренних дел, возглавлявшаяся А.Н. Сысиным. С образо­ванием 11 июля 1918 г., впервые в истории страны, министерства здраво­охранения (Наркомздрава РСФСР) санитарно-эпидемиологическая секция вошла в его состав.

За период 1918-1920 гг. были приняты важнейшие декреты правитель­ства по здравоохранению «О мероприятиях по сыпному тифу» (28 января 1919 г.), «О мерах по борьбе с эпидемиями» (10 апреля 1919 г.), «Об обяза­тельном оспопрививании» (10 апреля 1919 г.), а также о ме­рах по борьбе с сыпным тифом на Восточном и Туркестанском фронтах, об образовании Всероссийской комиссии по улучшению санитарного состоя­ния республики, о санитарном автотранспорте и многие другие. Это были руководящие документы по важнейшим разделам санитарно-эпидемиоло­гического благополучия населения.

   Первый этап организационного построения санитарно-эпидемиологиче­ской службы проходил в период, который характеризовался тяжелым сани­тарно-эпидемиологическим состоянием страны.

Важнейшими задачами того времени, записанными в директивных доку­ментах, были:

1. Решительное проведение широких санитарных мероприятий в интере­сах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как-то: оздоровление населенных мест (охрана почвы, воды и воздуха); по­становка общественного питания на научно-гигиенических началах; орга­низация мер, предупреждающих развитие и распространение заразных бо­лезней; создание санитарного законодательства.

2. Борьба с социальными болезнями (туберкулезом, венерическими болезнями, алкого­лизмом и т. п.).

3. Обеспечение общедоступной, бесплатной и квалифицированной ле­чебной и лекарственной помощи.

   В период до 1932 г. санитарно-эпи­демиологической деятельностью в стране руководил А.Н. Сысин. Непосредствен­ное участие в организации здравоохранения и особенно санэпидслужбы принимали такие выдающиеся ученые, как Н.А. Семашко, 3.П. Соловьев, Д.К. Заболотный, Л.А. Тарасевич, Н.Ф. Гамалея, П.Н. Диатроптов, Е.И. Марциновский и др.

   Основными принципами построения санитарно-эпидемиологической службы являлись: государственный характер санитарного дела, централиза­ции управления им, специализация санитарного надзора, приближение са­нитарного обслуживания к населению, широкое участие населения в санитарно-оздоровительных мероприятиях, тесная связь практической санитар­но-эпидемиологической деятельности с достижениями медицинской науки, особенно эпидемиологии, микробиологии и гигиены.


  

                                         Фото 1. А.Н. Сысин «Японские дезинфекционные камеры»           Фото 2. Труды VIII Всероссийского съезда 

                                                                                       1922 г.                                                                   бактериологов, эпидемиологов

                                                                                                                                                               и санитарных врачей, Ленинград, 1924 г.

     Эти принципы построения санитарного дела были одобрены I Всерос­сийским съездом медико-санитарных отделов советов в июне 1918 г. Позд­нее, на совещании представителей медико-санитарных отделов и санитар­ных врачей, состоявшемся 28-31 октября 1918 г., была определена структу­ра санитарных органов, их функции и задачи. В составе центрального сани­тарного органа предусматривались отделы: санитарный, санитарно-техни­ческий и общественного благоустройства, эпидемиологический, санитарно­го просвещения; в составе губернского отдела здравоохранения — санитар­ный подотдел, врач-эпидемиолог, школьный санитарный врач, санитарный инженер и инженер-гидротехник, врач по фабрично-санитарному надзору; в составе уездного органа здравоохранения — санитарный врач, врач-эпи­демиолог, школьный санитарный врач и санитарный техник.

Для разработки мероприятий по борьбе с эпидемиями, обобщения опыта этой борьбы и создания соответствующей научной базы для решения прак­тических вопросов Наркомздравом РСФСР в период с 1918 по 1921 г. было созвано 5 Всероссийских съездов бактериологов, эпидемиологов и санитар­ных врачей. На них рассматривались итоги научных исследований и прак­тические вопросы борьбы с инфекционными заболеваниями, меры по улуч­шению санитарного состояния страны. В частности, Всероссийский съезд по вопросам жилищной гигиены и борьбы с социальными болезнями (1919 г.) вынес решение об учреждении жилищно-санитарной инспекции, определил ее функции, нормативы, наметил систему мероприятий по борьбе с соци­альными болезнями. На Всероссийской конференции по вопросам гигиены питания (1919 г.) были намечены главные направления работы санитарных органов в области пищевой гигиены (санитарно-пищевой надзор, разработ­ка нормативов питания и т. д.).

Решения съездов нашли свое практическое выражение в санитарно-про­тивоэпидемических мероприятиях и соответствующих правительственных декретах. Особое внимание уделялось науке. К 1920 г. было создано 6 науч­но-исследовательских медицинских институтов, в том числе Государствен­ный институт народного здравоохранения (ГИНЗ) в составе 7 институтов (питания, контроля вакцин и сывороток, микробиологический, тропиче­ский, санитарно-гигиенический, биохимический, экспериментальной био­логии).

Для организации успешной борьбы с эпидемиями санитарной организаци­ей Наркомздрава РСФСР были проведены важные противоэпидемические мероприятия. Для обеспечения возможно полной госпитализации инфекци­онных больных был увеличен коечный фонд. Количество инфекционных ко­ек возросло с 250 тыс. в 1919 г. до 600 тыс. в 1920 г. В связи с крайне высокой заболеваемостью населения паразитарными тифами на всех узловых железно­дорожных станциях были открыты врачебно-изоляционные пункты, число которых в 1920 г. превышало 350. Было создано 100 летучих санитарных от­рядов (особые вагоны — летучки для выездов в пораженные районы), специ­альные дезинфекционные поезда, оборудованные дезинфекционными каме­рами, банями и прачечными, сформировано 14 прививочно-эпидемиологических отрядов. Большое значение для предупреждения инфекционных заболе­ваний в стране имела созданная в 1919 г. на транспорте широкая сеть изоля­ционно-пропускных и санитарно-пропускных пунктов.

Особое внимание уделялось проведению противоэпидемических меро­приятий на фронтах Гражданской войны. На Туркестанский фронт были отправлены эвакопункт, 12 госпиталей, 2 эпидемиологических отряда, 7 де­зинфекционных отрядов, мощный банно-прачечный отряд, 2 железнодо­рожных дезотряда, поезд-лаборатория, поезд-баня, различные дезинфекци­онные средства. На Восточный фронт было отправлено 32 госпиталя, 3 эпи­демиологических отряда, 5 банно-строительных отрядов, баня-летучка, пи­тательный поезд, поезд-баня, железнодорожный дезинфекционный отряд. Красным Крестом были развернуты санитарные городки в районе Восточ­ного фронта — на 8000 коек, Южного фронта — 5000, Западного — 2000 ко­ек и 6-й Армии — 1000 коек.

В годы исключительно тяжелой и напряженной борьбы с эпидемиями огромную роль в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополу­чия страны играли вопросы общего нормирования санитарно-противоэпидемических мероприятий. Они нашли свое отражение в ряде правительст­венных декретов.

Большую роль в организации санитарного дела сыграло первое совещание представителей медико-санитарных отделов и санитарных врачей 28-31 ок­тября 1918 г. Для проведения широких оздоровительных мероприятий была предложена следующая программа: создание государственной санитарной статистики; разработка единого санитарно-противоэпидемического законода­тельства; создание государственных научно-исследовательских институтов ги­гиенического и эпидемиологического профиля; единое организационное по­строение санитарных органов; организация государственных консультатив­ных справочных бюро по вопросам санитарной статистики и борьба с инфек­ционными заболеваниями; широкое развитие санитарного просвещения; раз­работка системы финансирования местных медико-санитарных организаций для проведения ими оздоровительных мероприятий. В качестве основных мер по борьбе с инфекционными болезнями предлагались их выявление, диагно­стика, регистрация и учет, прививочное и дезинфекционное дело.

Первое совещание представителей медико-санитарных отделов и сани­тарных врачей наметило структуру санитарных органов, их функции и зада­чи. В составе центрального санитарного органа предусматривались отделы: санитарный, санитарно-технический и общественного благоустройства, эпидемиологический, санитарного просвещения; в составе губернского от­дела здравоохранения — санитарный подотдел, врач-эпидемиолог, школь­ный санитарный врач, санитарный инженер и инженер-гидротехник, врач по фабрично-санитарному надзору; в составе уездного органа здравоохране­ния — санитарный врач, врач-эпидемиолог, школьный санитарный врач и санитарный техник.

Однако в условиях послевоенной разрухи, массовой миграции населе­ния, отсутствия необходимых ресурсов проводимые организационные меро­приятия не могли в короткий срок оказать положительное влияние на са­нитарно-эпидемиологическое состояние страны.

В 1921 г. рождаемость составила 33 на 1 000 населения, смертность — 33,4; заболеваемость малярией 129,5 на 100 000 населения, сыпным тифом — 58,7; возвратным тифом — 67,8; холерой — 17,5; натуральной оспой — 11,5. Эпидемия малярии особенно широкое распространение приобрела на Кав­казе, в Поволжье, Туркестане. Наиболее высокие показатели имели место в 1923-1924 гг.

В эти годы широкое распространение получили корь (6,2—23,5 на 100 000 населения) и дифтерия (3,5—5,3 на 100 000 населения).

Особую опасность для республики представляла эпидемия холеры, охва­тившая в 1921 г. преимущественно Поволжские губернии, Кубанскую и Донскую области (25% от общего числа больных), Заволжье, Урал и Сибирь (до 20% от общего числа больных). В 1921 г. было зарегистрировано 173 885 случаев заболеваний, в 1922 г. — 45 336, в 1923 г. — 123 случая.


Принятые меры по осуществлению массового оспопрививания привели к резкому снижению заболеваемости оспой.

В результате широкого проведения противоэпидемических и санитарно-оздоровительных мероприятий число больных сыпным тифом сократилось с 2 677 500 случае в 1920 г. до 545 587 случаев в 1921., возвратным тифом — с 1 031 624 до 62 8199 случаев. Однако уровень заболеваемости паразитар­ным и брюшным тифами оставался высоким.

В связи с переходом экономики страны на мирные рельсы и с учетом не­удовлетворительной санитарно-эпидемиологической обстановки прави­тельством были поставлены в качестве первоочередных задач санитарное оздоровление страны и улучшение санитарных условий жизни населения. Реализуя эти указания, Народный комиссариат здравоохранения направил свою деятельность главным образом на совершенствование организации са­нитарного дела как в центре, так и на местах. В 1921 г. в состав санитарно-эпидемиологического отдела Надкомздрава РСФСР были включены три но­вых подотдела — санитарной статистики, по борьбе с туберкулезом, по борьбе с венерическими болезнями.



Фото 3. Командировочное удостоверение Одежкина Н.М.,

члена эпидем. пятерки по борьбе с эпидемиями, 1922 г.

 

Фото 4. Протокол организационного заседания уездной Санитарной Комиссии

при Хакасском уездном отделе здравоохранения от 16 января 1925 г. № 1

                                                                                            

На санитарно-эпидемиологический отдел было возложено общее руководство всеми санитарно-противоэпидемическими мероприятиями в стра­не, включая мероприятия по санитарному благоустройству городов и селе­ний и организацию в них общесанитарного и жилищно-санитарного надзо­ра; санитарный надзор за пищевыми предприятиями и общественным пи­танием; борьбу с социальными, профессиональными и инфекционными бо­лезнями; организацию санитарного просвещения; разработку статистиче­ских сведений о состоянии здоровья населения.

Таким образом, уже в начале 1921 г. проведение широких профилакти­ческих мероприятий законодательно включалось в круг обязанностей сани­тарных органов (санитарно-эпидемиологического отдела). Одной из глав­ных задач этого отдела оставалась организация санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий в целях ликвидации эпидемий, тормозивших развитие народного хозяйства.

Санитарно-эпидемиологическим отделом Наркомздрава 27-30 января 1921 г. был созван Всероссийский съезд по вопросам оспопрививания. Съезд заслушал доклад «О положении оспопрививания в РСФСР в плане губерн­ской и уездной организации оспопрививания» (докладчики М.Г. Рафес, А.А. Шанц, М.О. Леонов, Ю.И. Дьяков). В решении съезда указывалось на необходимость создания типовых институтов по оспопрививанию. В пер­вую очередь предлагалось организовать такие институты в городах Самаре, Астрахани, Нижнем Новгороде, Пензе, Архангельске, Верном, Ашхабаде, Коканде и Севастополе.

Было рекомендовано ввести оспопрививание в качестве обязательного предмета преподавания на старших курсах медицинских факультетов, а так­же провести поголовную иммунизацию населения с привлечением всего ме­дицинского персонала на местах. На время проведения прививочной кам­пании было решено ввести в губерниях специальную врачебную должность по организации оспопрививания: проводить оспопрививание следовало че­рез оспопрививательные пункты и путем подворных обходов. Такие кампа­нии проводились с весны 1921 г., результатом явилась ликвидация нату­ральной оспы.