ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА


Итоги деятельности Управления в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в 2015 г.


Санкт-Петербург , 10.03.2016 г.

В 2015 г. в Управление поступило 2009 обращений граждан на нарушения их прав в сфере финансовых услуг, что на 11% больше аналогичного показателя 2014 г. (1811).

Доля обращений потребителей финансовых услуг в общем объеме обращений на нарушения прав потребителей, составляет как и в 2014 г. - 12%.

Наибольшую долю, как и в прошедшие годы, занимают обращения, связанные с нарушением прав потребителей банковскими организациями -67%. Увеличилась более чем в 3 раза доля обращений на нарушения микрофинансовыми организациями до 17%, в два раза - страховыми организациями до 16%.

Анализируя структуру, следует отметить рост жалоб на противоправные действия коллекторских агентств, в 2015 году этот показатель уже достиг 23%.

Довольно часто в Управление обращаются граждане, к которым применяются различные формы воздействия, включая угрозы физической расправы. В обращениях потребителей содержатся следующие вопросы: звонки с угрозами жизни и здоровью, поступающие на личные и служебные телефоны, хамство со стороны звонящих, использование нецензурных выражений, развешивание в подъездах листовок, содержащих информацию о заемщике, запугивание выездом бригад для описи имущества и возбуждения уголовного дела, передача персональных данных третьим лицам.

В связи с тем, что потребители и коллекторские агентства не состоят в договорных отношениях вопросы, возникающие между ними, не регулируются законодательством о защите прав потребителей и не входят в сферу компетенции Роспотребнадзора.

Дать оценку правомерности действий коллекторских агентств, изначально не являющихся субъектом законодательства о защите прав потребителей, могут только соответствующие правоохранительные органы, в том числе суд.

В 2015 г. проведено 69 проверок и 62 административных расследования в отношении предприятий, оказывающих финансовые услуги. В результате проведенных контрольно-надзорных мероприятий нарушения были установлены в 89 % случаев.

Основные нарушения, выявленные в ходе контрольно-надзорных мероприятий: произвольное установление очередности погашения кредиторской задолженности, самостоятельное списание расходов с любых счетов без согласия клиентов, навязывание страхования жизни и здоровья, отказ кредитной организацией в проведении кассовой операции через окно приема платежей, взимание различных комиссий при исполнении кредитного договора, отказ в возврате арендной платы индивидуального банковского сейфа при досрочном расторжении договора, непредоставление необходимой информации.

За выявленные нарушения вынесено 84 постановления о назначении административного наказания по ч.1 ст.14.4, ч.1 ст.14.5, ч.1, ч. 2 ст.14.8, 14.7, ст.19.14 КоАП РФ на общую сумму 803,5 тыс. рублей.

Составлены протоколы об административном правонарушении по ч.1 ст.19.4.1, 19.7, ч.1 ст. 14.10 КоАП РФ, которые направлены в Арбитражный суд города Санкт – Петербурга и Ленинградской области.

Микрофинансовая организации ООО «ПСПбКБ» за использование на рекламной вывеске изображения товарного знака без разрешения правообладателя оштрафована на 50 тыс. руб., страховая организация ОСАО «Ингосстрах» за воспрепятствование законной деятельности Управления – на 5,0 тыс.руб.

Выдано 55 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства и 29 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Управлением, как госорганом, в судах в порядке, установленном ст.47 ГПК РФ дано 83 заключения, решение в 82% принято в пользу потребителей.

При участии Управления в судах, выступающего с заключением как госорган, в 2015 году исковые требования 59 потребителей были удовлетворены, в пользу потребителей присуждено 6,2 млн. рублей.

В 2015г. Управлением поданы в суд 3 иска в защиту законных интересов неопределенного круга лиц и 1 иск в защиту конкретного потребителя, который решением суда удовлетворен, в пользу потребителя присуждено 350 тыс. руб.

Одной из причин, порождающих многочисленные нарушения прав потребителей, является низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав.

Повышение финансовой грамотности населения является одним из важнейших направлений деятельности Управления.

За прошедшие годы налажена работа по обучению предпринимателей на семинарах, конференциях. Ежегодно проводится банковская неделя по основам финансовых знаний среди населения, включая учащихся общеобразовательных школ и вузов. Традиционным стало сотрудничество со средствами массовой информации по освещению мероприятий.

В рамках Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» распространена печатная продукцию 13 наименований в количестве 182 тыс.экземпляров.

Управлением совместно с представителями финансового сообщества, Аппарата уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге, проведен Круглый стол на тему «Актуальные вопросы банкротства физических лиц», на котором обсуждены проблемы и перспективы правоприменения процедуры банкротства.





Главная | Cписок новостей