ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА


В 2015 году эффективность судебной защиты потребительских прав граждан в Нижегородской области составила 97%


Нижегородская область , 02.02.2016 г.

Совершенствование судебной защиты потребительских прав граждан - одно их основных направлений деятельности Роспотребнадзора.

Одним из способов осуществления правозащитной функции государства является участие государственных органов, в том числе органов Роспотребнадзора, в гражданском процессе для защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов неопределенного круга потребителей.

Органы Роспотребнадзора вступают в дело чаще всего по просьбе потребителей. Заключение органа Роспотребнадзора для суда не носит обязательный характер. Вместе с тем, если суд не согласился с данным заключением, он должен подробно мотивировать свое несогласие в решении. Судебная практика показывает, что заключение органов Роспотребнадзора по делам в сфере защиты прав потребителей часто имеют определяющий для разрешения дела по существу характер. В 2015 году с целью оказания судебной защиты нарушенных прав потребителей было дано 231 заключение по делу (в 2014г.- 179), рост – 29,1%, из них 224 решения судами вынесено в пользу потребителей (2014г. -173) эффективность судебной защиты составила – 97% (в 2014г. - 96,1%).

Из общего количества заключений:

24,7% касалось защиты прав потребителей при оказании финансовых услуг (2014г.- 38%), в том числе: 12,6% - страховые услуги (2014г. -15,1%),–11,3% банковские услуги (2014г. - 22,9%), 0,9% - микрофинансовая деятельность;

44,2% - сферы торговли (2014г.-24%), в том числе: торговля по образцам – 24,7%, дистанционным способом –0,9%;

5,6% - сферы бытового обслуживания;

по 0,9% - услуг общественного питания, торговли продовольственными товарами, платных медицинских услуг;

1,3% - туристских услуг;

1,7% - жилищно-коммунальных услуг;

по 2,2% – долевого строительства жилья и платных образовательных услуг;

по 0,4% -технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств, риэлторской деятельности;

15,6% - прочих видов деятельности.

При этом следует отметить снижение удельного веса заключений по делу в сфере финансовых услуг с 38% до 24,7% и, соответственно, рост доли заключений в сфере торговли – с 24% до 44,2%.

В 2015 году судами рассмотрено 49 исков в защиту прав потребителей (2014г. – 24), рост более чем в 2 раза, в том числе 16 - в защиту неопределённого круга потребителей (2014г. – 12), 33 – в защиту конкретных потребителей (2014г. – 11), все иски удовлетворены.

Предъявление иска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц способствует пресечению противоправной деятельности хозяйствующих субъектов и обязывает их соблюдать требования законодательства о защите прав потребителей. Управление, используя практику предъявления исков о признании действий конкретных организаций противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, не только пресекает массовые нарушения прав потребителей, но и обеспечивает доказательства для рассмотрения индивидуальных исков. Это освобождает конкретных потребителей от обязанности доказывать, что их права были нарушены, что особенно важно для возмещения причиненного материального и морального ущерба.

Наибольшее количество исков было подано с целью восстановления нарушенных прав потребителей в сфере розничной торговли - 57,1% (2014г.-33,3%,), бытового обслуживания -14,3% (2014г. -20,8%,), туристских услуг – 12,2% (2014г. -25%), жилищно-коммунального хозяйства - 8,2% (2014г.-16,7%), услуг общественного питания, страховых услуг – по 2%. Удовлетворён поданный иск Управления о ликвидации юридического лица – ООО «Лайф Косметикс НН», допустившего многократные нарушения прав потребителей.





Главная | Cписок новостей