ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА


О надзоре за организацией питания школьников в Республике Марий Эл в 2020-2021 учебном году


Марий Эл Республика , 07.05.2021 г.

Питание детей организовано во всех общеобразовательных учреждениях республики. Пищеблоки всех организаций работают на сырье. В г. Йошкар-Оле функционируют два комбината, которые обеспечивают питанием 31 школу. В двух учреждениях Марий Эл организация питания осуществляется по договорам с обществом с ограниченной ответственностью и индивидуальным предпринимателем. Дополнительно при 79 школах функционируют буфеты. Учащиеся 37 учреждений с продленной группой дня получают полдники.

Рационы питания, цикличное меню согласованы с Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл. Питание организовано в соответствии с примерным четырнадцатидневным меню. Хлеб, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар, овощи, фрукты, соки входят в детский рацион ежедневно, а рыба, яйцо, творог, сыр включаются в меню 2-3 раза в неделю.

По данным мониторинга Управления Роспотребнадзора, выполнение натуральных норм по мясу, молоку, творогу, маслу сливочному, овощам, сокам, рыбе, творогу, свежим фруктам, макаронным изделиям составляет 100%.

Охват горячим питанием школьников в апреле 2021 года равнялся 88,6%.

В 1-4 классах средняя стоимость завтраков составляет 54,04 руб., обедов – 68 руб., завтраков и обедов – 122,04 руб. В 5-9 классах завтраки стоят 55 руб., обеды – 68 руб., завтраки и обеды – 123 руб. В группах продленного дня стоимость полдников составляет 30,8 руб.

Договоры на поставку продуктов питания заключены всеми образовательными учреждениями, в первую очередь, напрямую с производителями и продавцами, стабильно работающими на потребительском рынке республики. В целях организации поставок в школы качественных и безопасных продовольственного сырья и пищевых продуктов Управлением Роспотребнадзора сформирован реестр поставщиков. Он включает 63 поставщика и 4 организатора питания. В течение учебного года количество поставщиков не изменилось, операторы питания не менялись.

Санитарными врачами проведены внеплановые проверки в отношении 56 поставщиков (88,9%). В 31 случае выявлены нарушения: несоблюдение условий и сроков хранения пищевых продуктов, нарушение температурно-влажностного режима, ненадлежащая маркировка, нарушение требований к сопроводительной документации, несоблюдение сроков прохождения медицинских осмотров и гигиенического обучения персоналом. В связи с истечением сроков годности и отсутствием маркировки с реализации сняты 7 партий пищевых продуктов в количестве 369,18 кг. За несоблюдение требований санитарного законодательства и законодательства в сфере технического регулирования составлены 34 протокола об административных правонарушениях, наложены 30 штрафов на общую сумму 429000 рублей.

В ходе внеплановых проверок у поставщиков отобрано и исследовано 140 проб продовольственного сырья и пищевых продуктов:

- 108 проб пищевых продуктов на санитарно-химические показатели, без отклонений;

- 67 проб пищевых продуктов на физико-химические показатели, без отклонений;

- 29 проб продовольственного сырья на антибиотики, без отклонений;

- 116 проб пищевых продуктов на микробиологические показатели, из них 1 (0,8%) не соответствовала требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» (в сыре обнаружены бактерии группы кишечной палочки). В отношении производителя возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, наложен штраф в размере 150000 рублей.

За истекший период 2020-2021 учебного года проведена 221 проверка в отношении общеобразовательных учреждений. За несоблюдение требований санитарного законодательства в части организации питания и законодательства в сфере технического регулирования возбуждено 220 дел об административных правонарушениях. Применены административные меры воздействия в виде 205 штрафов на общую сумму 742000 рублей и 15 предупреждений. По причине нарушения сроков хранения, установленных изготовителем и предусмотренных требованиями технических регламентов Таможенного союза, изъято из оборота 955,35 кг продукции.

По всем фактам выданы предписания об устранении нарушений. В адрес руководителей образовательных учреждений и организаторов школьного питания по результатам проведенных проверок внесено 220 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Выполнение предписаний и представлений находится на контроле Управления. В соответствии с правилами составления и направления предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №166 от 10.02.2017 г., юридическим лицам выданы 70 предостережений. По полученной информации, всеми учреждениями приняты меры по устранению нарушений.

Основными недостатками, выявленными при организации питания, стали:

- неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние помещений;

- некачественное проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий;

- нарушение условий хранения суточных проб на пищеблоке;

- несоблюдение сроков хранения пищевых продуктов;

- нарушение режима мытья посуды и инвентаря;

- использование разделочного инвентаря с дефектами;

- несоблюдение правил искусственной С-витаминизации готовых блюд;

- ведение документации на пищеблоке не в соответствии с установленной формой;

- нарушение хранения дезинфицирующих средств.

При проведении инструментальных замеров температуры горячих блюд на линии раздачи и на столах у школьников в 2 общеобразовательных организациях установлено занижение температуры горячих блюд. По данным фактам приняты меры по пресечению нарушений обязательных требований.

В ходе надзорных мероприятий в образовательных учреждениях отобрано и исследовано:

- 512 проб готовых блюд на микробиологические показатели, из них 2 (0,4%) с отклонениями;

- 855 проб на калорийность, из них 7 (0,8%) с отклонениями;

- 384 пробы готовых блюд на санитарно-химические показатели, из них 1 (0,3%) с отклонениями.

В трех общеобразовательных организациях Горномарийского и Моркинского районов выявлены факты поставки продукции, не соответствующей требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013) по показателям идентификации. По результатам лабораторных исследований, образцы сливочного масла двух изготовителей не отвечали гигиеническим нормативам по наличию растительных стеринов и жирнокислотному составу. В адрес производителей и поставщиков направлены письма о недопустимости реализации на потребительском рынке фальсифицированной продукции. Информация о нахождении в обороте некачественного сливочного масла доведена до Правительства и Министерства образования и науки Республики Марий Эл с предложением не допускать в дальнейшем данных изготовителей к участию в конкурсных процедурах на поставку пищевых продуктов.

Контрольно-надзорные мероприятия и анализ качества питания школьников продолжаются.





Главная | Cписок новостей