ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА


Итоги судебной практики по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия за 9 месяцев 2020 года


Мордовия Республика , 27.11.2020 г.

За 9 месяцев 2020года Управлением рассмотрено 911 обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей. В отчетном периоде удельный вес обращений граждан в сфере оказания услуг и выполнения работ составил 50,2 % от всех обращений, в том числе жилищно-коммунальные услуги – 29,1%, услуги по бытовому обслуживанию населения – 16 %, финансовые услуги – 9,8%, услуги связи – 9,2%, платные медицинские услуги - 4,3 %, услуги общественного питания – 2,6%, техобслуживание автомобилей -2,8 %, туристские услуги - 2,2 %, транспортные услуги – 1,9 %, образовательные услуги – 1,8%.

В результате рассмотрения обращений по вопросам защиты прав потребителей принимались различные меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав. В частности, дано 717 разъяснений по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей, вынесено 34 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований продавцами товаров и исполнителями услуг (работ), проведено 5 контрольных мероприятий и 3 контрольные закупки, по результатам которых возбуждено 14 дел об административных правонарушениях и виновные лица были привлечены к административной ответственности в виде штрафа.

За отчётный период 189 обращений или 20,7 % обращений были переадресованы полностью или частично в иные органы для рассмотрения по подведомственности, из них 31,7 % - по правилам предоставления жилищно-коммунальных услуг; 23,8 % - по организации торговли и лицензировании деятельности; 7,4 - услугам связи; 6, 3 % - финансовым услугам.

Защита прав потребителей в судебном порядке является одним из приоритетных направлений деятельности Роспотребнадзора. Одним из способов осуществления правозащитной функции государства является участие государственных органов, в том числе Роспотребнадзора, в гражданском процессе для защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов неопределённого круга потребителей. В отчетном периоде Управлением дано 25 заключений по искам потребителей. Заключения касались различных потребительских споров, таких как долевое строительство, розничная торговля, жилищно-коммунальные и транспортные услуги, деятельность на финансовом рынке. Из рассмотренных 22 гражданских дел судами вынесены решения в пользу потребителей на общую сумму 4841,8 тыс. руб., из них 255,0 тыс. руб. компенсация морального вреда.

В соответствии с п. 7 ч. 4 ст. 40 Закона РФ №2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей» должностные лица органа государственного надзора в области защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

По результатам рассмотрения обращений потребителей было подготовлено и направлено в суды 19 исковых заявления в защиту неопределенного круга лиц и 1 - в защиту конкретного потребителя, которые рассмотрены и удовлетворены.

Например. 1. Истцом заявлены требования к ООО «Комодини» о расторжении договора купли-продажи мебели для кухни, приобретённой дистанционным способом, в связи с ненадлежащим исполнением условий договора - несоответствие размеров высоты кухонного гарнитура и ширины шкафа- мойки, указанным в договоре. В связи с отказом продавца удовлетворить требование потребителя о расторжении договора и возврате денежных средств за ме6ель в добровольном порядке, истцом был предъявлен иск по взысканию неустойки, штрафа за отказ в удовлетворении требования в добровольном порядке, компенсации морального вреда. В процессе судебного разбирательства судом было утверждено заключенное между истцом и ответчиком мировое соглашение. По условиям мирового соглашения ответчик обязуется осуществить бесплатную сборку мебели и уплатить потребителю часть его исковых требований в общей сумме 30 000 рублей (22 430 р. - неустойка, 2000 р. – моральный вред, 350 р. – убытки, 3220 р. – расходы на услуги представителя).

2. В связи с затоплением квартиры в многоквартирном доме комиссией управляющей компании ООО «Строительная инициатива» был составлен акт обследования квартиры потребителей, в котором указано, что причиной затопления жилого помещения является «протекание кровельного покрытия». При этом по инициативе потребителей- собственников квартиры М. и Т. была проведена экспертиза для определения размера причинённого ущерба – стоимости ремонтных работ. Сторонами в досудебном порядке в письменной форме был оговорен порядок осуществления компенсации ущерба, однако соответствующие сроки выплат потребителям денежных средств были нарушены управляющей организацией. В связи с этим потребителями были заявлены исковые требования о взыскании ущерба (стоимости ремонтно-восстановительных работ), стоимости услуги по проведению внесудебной экспертизы, штрафа, компенсации морального вреда. С ответчика в пользу истцов взыскано 138946,0 руб., в том числе 76288,5 руб. – в счет возмещения стоимости восстановительного ремонта квартиры, 10 000 руб. – компенсация морального вреда , 43144.5 руб. – штраф, 9 000 – расходы на проведение внесудебной экспертизы, 513, 0 руб. – почтовые расходы

Внимание. Управление Роспогтребнадзора по Республике Мордовия напоминает, что согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.12 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» уполномоченные органы в целях осуществления своей деятельности вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов конкретного потребителя (группы потребителей) только при наличии их соответствующей просьбы, выраженной в жалобе, поданной в письменной форме.

На электронном ресурсе «Государственный информационный ресурс в сфере зашиты прав потребителей» (ГИР ЗПП), вниманию потребителей предоставляется информация о судебной практике защиты прав потребителей в различных сферах продажи товаров, выполнении работ и оказании услуг (www.rospotrebnadzor.ru; www.13.rospotrebnadzor.ru)

Получить ответы на вопросы по защите нарушенных прав потребителей жители республики могут, позвонив по телефону Общественной приёмной Управления (88342) 234130 с 9 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин., перерыв с 13 час. 00 мин. до 13 час. 45 мин, в пятницу до 16час. 45 мин., суббота и воскресенье – выходные.

Также можно получить соответствующие консультации при посещении Общественной приёмной Управления Роспотребнадзора по РМ (ул. Дальняя, 7, г. Саранск) и консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РМ» (ул. Дальняя, 1а, г. Саранск, тел. (88342) 246268.






Главная | Cписок новостей