ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА


О работе Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан с обращениями граждан по вопросам оказания финансовых услуг за 9 месяцев 2020 года


Татарстан Республика , 03.11.2020 г.

За 9 месяцев 2020 года в адрес Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан поступило 1061 письменное обращение граждан по вопросам оказания финансовых услуг (в 1,6 раза больше аналогичного периода прошлого года (АППГ), АППГ-644).

Из общего количества поступивших обращений 88,1 % связаны с нарушением прав потребителей при заключении/исполнении кредитных договоров; 7,1 % - с деятельностью страховых организаций; 3 % – микрофинансовых услуг; 1,8 % - с деятельностью платежных агентов ( в АППГ – 82,3%; 9,9%; 5,1 % и 2,7 % соответственно).

Основными нарушениями, выявленными при рассмотрении обращений граждан в отношении финансовых организаций, явились:

- включение в договор условий, ущемляющих права потребителя;

- навязывание услуг страхования кредитными организациями;

- оказание финансовой организацией услуг, при отсутствии информации, обязательность предоставления которой потребителю предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации;

- текст условий договора потребительского кредита, полисов страхования изложен мелким шрифтом, препятствующим доступности восприятия потребителем информации содержащейся в договоре, в том числе об оказываемой услуге;

-обман потребителя, выразившийся в заключении договора страхования при том, что потребитель отказался от заключения указанного договора путем проставления в анкете-заявления символа «V» в графе «нет»;

- введение в заблуждение потребителя относительно необходимости приобретения дополнительных услуг при заключении кредитного договора.

За прошедший период 2020 года Управлением в отношении финансовых организаций вынесено 423 постановления (в 2, 2 раза больше АППГ) о привлечении к административной ответственности по ч.1,2 ст.14.7, ч.1, 2 ст.14.8 КоАП РФ, из них: в отношении банковских организаций - 402, страховых – 12, микрофинансовых -8, платежных агентов-1. Сумма наложенного штрафа составила 5301,2 тыс.руб.

Выдано 241 представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, 5 предостережений о недопустимости обязательных требований (АППГ: постановлений о привлечении к административной ответственности-189, представлений-64, предостережений-1).

Значительная часть поступивших обращений граждан содержит претензии имущественного характера, по данным обращениям Управлением даны разъяснения о правах потребителей, механизме реализации предоставленных прав, в том числе о порядке привлечения Управления в гражданский процесс для дачи заключения по делу.

В соответствии с ч. 1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ и п. 3 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» Управлением дано 280 заключений по искам потребителей, 6 исков в защиту конкретного потребителя. Решениями судов в пользу потребителей присуждено денежных средств на сумму 16907,6 тысяч рублей (АППГ-219 заключений, 3 иска, присуждено денежных средств потребителям -9009,9 тыс.руб.).

Деятельность Управления по обеспечению защиты прав потребителей в сфере предоставления финансовых услуг будет продолжена.





Главная | Cписок новостей