ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА


О платных медицинских услугах


Саратовская область , 12.03.2014 г.

Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь – общепризнанная норма  международного права, закрепленная  как во  Всеобщей декларации прав человека, так и в Международном пакте об экономических,  социальных  и культурных правах. Охрана здоровья граждан представляет собой неотъемлемое условие жизни общества, и государство несет ответственность за сохранение и укрепление  здоровья своих граждан. Основы  законодательства РФ об охране здоровья граждан регламентируют отношения граждан, органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области  охраны здоровья граждан.

Медицинская помощь в Российской Федерации оказывается гражданам как на бесплатной (гарантированный объем  бесплатной медицинской помощи  предоставляется гражданам  в соответствии с Программой  государственных гарантий  оказания гражданам  Российской Федерации  бесплатной медицинской помощи), так и на платной основе.

Остановимся на организационно-правовых аспектах обеспечения  защиты прав потребителей  в сфере  предоставления  платных медицинских услуг. Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг утверждены  постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 года № 1006.

Заниматься платной медициной в России имеют право как организации, так и индивидуальные предприниматели. И те, и другие должны иметь лицензию на медицинскую деятельность и могут оказывать только услуги, указанные в лицензии.

Оказывать платные услуги имеют право не только коммерческие организации, но и учреждения, участвующие в бесплатных медицинских программах. Услуги в этом случае по желанию потребителя могут предоставляться на иных условиях, нежели это предусмотрено бесплатными программами (например, при лечении в условиях стационара может быть установлен индивидуальный пост медицинского наблюдения или могут применяться лекарственные препараты, не предусмотренные стандартами медицинской помощи).

Платные медицинские услуги предоставляются только при наличии информированного  добровольного согласия потребителя.

Медицинская организация обязана обеспечить доступ для неограниченного круга потребителей к следующей информации, размещенной как на сайте организации, так и на  информационных стендах в месте осуществления деятельности: сведения об исполнителе, о лицензии и соответствующем ей перечне платных услуг, которые имеет право оказывать организация,  цены на платные услуги, условия, порядок, форма предоставления медицинских услуг и порядок их оплаты. Обязательны к размещению данные о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации, а также о графике работы медработников и режиме работы медицинской организации. Должна быть также размещена информация о контролирующих органах как по надзору в сфере здравоохранения, так и в сфере защиты прав потребителей.

По требованию потребителя исполнитель обязан предоставить для ознакомления копию учредительного документа, положение о филиале либо копию свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя, а также копию лицензии на осуществление медицинской деятельности, кроме того, информацию о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, а также о возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения. Сообщаются также сведения об используемых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению.

Условием предоставления платных медицинских услуг является заключение договора с потребителем. При заключении договора потребителю должна быть предоставлена в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы и отказ потребителя от заключения договора на оказание платных услуг не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых ему без взимания платы.

До заключения договора медицинская организация в письменной форме уведомляет потребителя о том, что несоблюдение указаний или рекомендаций медицинской организации или медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу, в том числе назначенного режима лечения, может снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

В договоре должны содержаться сведения об исполнителе, выданной ему лицензии с указанием перечня услуг, которые вправе предоставлять исполнитель, так же  данные и о потребителе (его законном представителе), перечень оказываемых платных услуг, условия и сроки их предоставления,  стоимость услуг, сроки и порядок оплаты, ответственность сторон за неисполнение условий договора, порядок его изменения и расторжения. По требованию любой из сторон договора может быть составлена смета (при этом она становится неотъемлемой частью договора). Цены на платные медицинские услуги, оказываемые бюджетными и казенными государственными и муниципальными учреждениями, определяются их учредителями. Прочие медицинские организации и индивидуальные предприниматели определяют цены самостоятельно.

При заключении договора пациенту по его просьбе должны сообщить, кто конкретно будет оказывать услугу, какие будут применяться методы, каковы возможные риски, их последствия и результаты оказания медпомощи.

Возможна также ситуация, когда при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительной медицинской помощи по экстренным показаниям: для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний. Такая медицинская помощь оказывается бесплатно.

При отказе потребителя после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается. Медицинская организация информирует потребителя о расторжении договора по инициативе потребителя, при этом потребитель оплачивает медицинской организации фактически понесенные ею расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

Потребитель обязан оплатить предоставленную медицинской организацией услугу в сроки и в порядке, предусмотренные договором, в соответствии с законодательством РФ медицинской организацией выдается документ, подтверждающий произведенную оплату (кассовый чек, квитанция либо иной бланк строгой отчетности), после исполнения договора потребителю выдаются документы, отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг.

При предоставлении платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи, утвержденные Минздравом. Объем услуг при этом не может быть меньше утвержденного стандарта медицинской помощи.

Законодатель предусматривает, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору медицинская организация несет гражданско-правовую ответственность, а вред, причиненный жизни или здоровью пациента в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем

Для получения консультаций о правовых основаниях защиты прав потребителей медицинских услуг, как в досудебном, так  и судебном порядке, рекомендуем обращаться: управление Роспотребнадзора по Саратовской области, расположенном по адресу: 410028, г. Саратов, ул. Вольская, д. 7 (телефон: 22-85-42, 22-85-90, 22-87-33); консультационный центр по защите прав потребителей   ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Б. Горная, 69, 4  этаж, кабинет № 405 (телефон:33-00-01).




Главная | Cписок новостей