ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Государственная санитарно-эпидемиологическая

служба Российской Федерации на современном этапе

конец ХХ начало ХХI века

    19 апреля 1991 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которым на законодательном  уровне  было   введено    государственное     регулирование   общественных   отношений   в   сфере   обеспечения    санитарно-     эпидемиоло­гического благополучия населения как необходимое условие реализации прав и интересов граждан и общества в сохранении и укреплении здоровья, физического и духовного развития, долголетия и активной жизни людей.

    Этим законом впервые были определены права граждан на:

    – благоприятную среду обитания (окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или используемую продукцию народного хозяйства), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущих поколений;

   – своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение массовых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний и отравлений людей, а также профессиональных заболеваний;

   – получение в пределах их компетенции полных и достоверных сведений о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпидемиологической обстановки, действующих санитарных правил.

   Законом санитарно-эпидемиологическая служба была выведена из подчинения Минздрава РСФСР, переведена на уровень централизованного управления с подчинением нижестоящих учреждений вышестоящим и централизованного финансирования из федерального бюджета, изменено наименование учреждений — центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В систему органов и учреждений вошли научно-исследовательские институты гигиенического и эпидемиологического профиля и другие санитарно-профилактические учреждения. Таким образом, органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы составили единую систему, возглавляемую Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора. Принятие этого закона позволило сформировать современную государственную политику в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

   В августе 1996 г. Указом Президента Российской Федерации Государственный госкомитет санэпиднадзора был присоединен к Министерству здравоохранения Российской Федерации, в составе которого был создан Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

   Учитывая изменившуюся экономическую и социальную политику в России, была проведена работа по внесению изменений в Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991 г.), новый вариант закона был принят Государственной Думой в 1999 г. (Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ). По-прежнему оставалась вертикаль управления санитарно-эпидемиологической службой и финансирование из государственного бюджета.

   В Конституции Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. с учетом поправок в 2008 и 2014 гг.) статьи 37, 41 и 42 определяют права и обязанности граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.

   В последующем были приняты федеральные законы: «Об охране здоровья граждан» (1993), «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)» (1995), «О радиационной безопасности населения» (1996), О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (1997), «Об уничтожении химического оружия» (1997), «Об иммунопрофилактике населения» (1998), «Об отходах производства и потребления» (1998), «Об охране атмосферного воздуха» (1999), «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (2000), «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (2001) и другие.

   В Указе Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» изложено: «В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» постановляю:....

    13. Образовать:

   Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, передав ей функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения Российской Федерации, в сфере надзора на потребительском рынке - Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в сфере защиты прав потребителей - упраздняемого Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.» В развитие данного Указа издано постановление Правительства Российской Федерации (30 июня 2004 г. № 322), которым утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также изданы:

   - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. «О предельной численности и фонде оплаты труда работников территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»;

   - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 января 2005 г. № 23-р «О создании федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии, подведомственных Роспотребнадзору»;

   - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 января 2005 г. № 32-р «Об утверждении перечней федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Росздраву, Росздравнадзору, Роспотребнадзору, Роструду». После 2004 года непосредственное отношение к деятельности нашей службы стал иметь и закон «О защите прав потребителей», принятый 07 февраля 1992 года (№ 2300-1), в который к настоящему моменту внесены также значительные изменения. Для Службы наибольшее значение имеет ст. 40 главы IV данного закона о Федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей.

   Новым направлением в законотворчестве явилось принятие Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а затем «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» (№ 65-ФЗ от 01 мая 2007 г.). Постановлением Правительства (2004 г.) была утверждена Программа разработки технических регламентов на 2004-2006 гг., определено финансирование и перечень 74 технических регламентов, в том числе по обеспечению безопасности в различных сферах деятельности.

   В связи с созданием Таможенного союза (Беларусь, Казахстан, Россия), решение о создании которого было подписано в соответствии с Договором 06.10.2007 г., был принят закон от 27.06.2011 г. № 152-ФЗ «О ратификации соглашения «О единых принципах технического регулирования в республиках Беларусь, Казахстан и Россия»».

   В настоящий момент Служба осуществляет контроль за 20 техническими регламентами: «О безопасности упаковки», «О безопасности зерна», «О безопасности пищевой продукции», «Пищевая продукция в части ее маркировки»,

   «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», «Технический регламент на масложировую продукцию», «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания», «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», «О безопасности молока и молочной продукции», «О безопасности мяса и мясной продукции», «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», «О безопасности игрушек», «О безопасности низковольтного оборудования», «О безопасности машин и оборудования», «О безопасности продукции легкой промышленности», «О безопасности мебельной продукции», «О безопасности маломерных судов», «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», «О безопасности средств индивидуальной защиты», «Технический регламент на табачную продукцию».

    Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 утверждена Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., которая направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране. Концепцией определены цели, принципы и основные задачи демографической политики Российской Федерации до 2025 года, а также ожидаемые результаты ее реализации.

  Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установил новый порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора)», который предусматривает составление ежегодных планов проверок (до 01 ноября) и направление их в органы прокуратуры для координации деятельности надзорных органов. В развитие данного закона издано постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 689 «Об утверждении правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю».

   Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» определены типы учреждений: автономные, бюджетные или казенные. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2005 № 32-р (ред. от 17.02.2017) утвержден перечень подведомственных Роспотребнадзору федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий.

   Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., в статье 74 которой определено: «Государственная политика Российской Федерации в сфере здравоохранения и здоровья нации нацелена на профилактику и предотвращение роста уровня социально опасных заболеваний», а также в статье 75 сказано: «Основными направлениями обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации Российская Федерация на среднесрочную перспективу определяет усиление профилактической направленности здравоохранения, ориентацию на сохранение здоровья человека, совершенствование в качестве основы жизнедеятельности общества института семьи, охраны материнства, отцовства и детства».

   Указом Президента России от 30 января 2010 г. № 120 утверждена «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации», определившая основные направления обеспечения национальной безопасности страны в части реализации стратегического национального приоритета – повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения, в том числе за счет обеспечения безопасности пищевых продуктов, изложены риски и угрозы, а также механизмы и ресурсы обеспечения продовольственной безопасности.

  В развитие данной Доктрины распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 г. № 1873-р утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года» и план мероприятий по ее реализации.

   Большое значение в плане конкретизации понятийного аппарата имеет Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которым определены такие понятия, как здоровье, охрана здоровья граждан, профилактика, медицинская деятельность, медицинский работник и другие.

   В связи с избранием в 2012 г. Президента Российской Федерации произошла реорганизация федеральных органов исполнительной власти. В п. 3 Указа Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 г. № 636 изложено: «Преобразовать Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.» Таким образом, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека была выведена из подчинения Минздравсоцразвития и отнесена данным Указом к федеральным службам и федеральным агентствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

  Данные изменения имеют юридико-технический характер и в основном направлены на установление подчиненности Роспотребнадзора Правительству Российской Федерации, а также вносят изменения в части приведения в соответствие с требованием законов в сфере контроля и надзора, предусматривающих в сфере санитарно-эпидемиологического обеспечения и защиты прав потребителей осуществление именно федерального надзора. В развитие данного указа утверждено постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с изменением организации деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 19 июня 2012 г. № 612. В п. 2 данного постановления вносятся изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322, пп. 1 и 2 которого излагаются в следующей редакции:

  «1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей».

  Кроме того, в данном постановлении слова «государственный санитарно-эпидемиологический надзор» заменены на «федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор»; слова «государственный контроль» заменены на «федеральный государственный надзор». Руководителю Роспотребнадзора предоставлено право вносить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о размещении территориальных органов Службы; предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в ведении Службы; назначать на должность и освобождать от должности работников центрального аппарата Службы, руководителей ее территориальных органов - главных государственных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации и их заместителей, главных государственных санитарных врачей на транспорте и их заместителей; утверждать положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и ее территориальных органов.

   Несколько ранее Правительство Российской Федерации подписало постановление от 02 мая 2012 г. № 412 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в сфере защиты прав потребителей» в целях обеспечения соблюдения законодательства о защите прав потребителей, которым данные функции осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В данном положении подробно излагаются обязанности должностных лиц органов государственного надзора; перечень функций и мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей; сроки и последовательность административных процедур при осуществлении федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей, которые устанавливаются Административным регламентом, а также права должностных лиц. Утвержденный порядок федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей изложен и в Положении о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в редакции постановления правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 612.

  К основным итогам деятельности Роспотребнадзора следует отнести внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, систему оценки результативности и эффективности, направленных на обеспечение стабильной санитарно-эпидемиологической ситуации в стране, защиту прав и иных законных интересов населения Российской Федерации, в том числе право на жизнь и здоровье. Реализация риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности позволила Роспотребнадзору пересмотреть методические подходы к планированию контрольно-надзорных мероприятий, выделить приоритеты и сконцентрировать усилия на проверке объектов предпринимательской деятельности с высоким потенциальным риском причинения вреда жизни и здоровью человека, исключив при этом устаревшие, избыточные для бизнеса требования.

  Утвержден план мероприятий по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Объекты государственного надзора отнесены к категориям риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека уделяется большое внимание снижению административной нагрузки на отечественный бизнес.

   Роспотребнадзором реализуются соглашения о взаимодействии с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой, а также с 28 общественными объединениями предпринимателей. Подписаны соглашения о взаимодействии между Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Союзом Производителей Пищевых Ингредиентов (СППИ), Российской гильдией пекарей и кондитеров (РОСПиК). В целях повышения информационной деятельности Роспотребнадзора на сайте Службы размещена публичная декларация целей и задач РПН, созданы регулярно обновляемые разделы «Роспотребнадзор – предпринимателям». Проведение акции «День открытых дверей для предпринимателей» стало традицией для Роспотребнадзора.

  В связи с изменившимся бюджетным законодательством Российской Федерации, внесены изменения в нормативные правовые акты Роспотребнадзора по вопросам формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Создана и действует информационная система, позволяющая формировать государственные задания, осуществлять контроль за их исполнением. Эффективное планирование контрольно-надзорной деятельности, последовательная реализация комплекса проведенных мероприятий позволили обеспечить в целом по Российской Федерации стабильную санитарно-эпидемиологическую ситуацию.

   Роспотребнадзором в апреле 2016 г. проведена Международная научно-практическая конференция «Чернобыль – 30 лет спустя. Радиационно-гигиенические аспекты преодоления последствий аварии на ЧАЭС», посвященная этой трагической дате, подписано соглашение Роспотребнадзора и МАГАТЭ, определены основные направления для сотрудничества.

   Научные организации Роспотребнадзора приступили к реализации мероприятий пятилетних отраслевых научно-исследовательских программ Роспотребнадзора: «Проблемно-ориентированные научные исследования в области эпидемиологического надзора за инфекционными и паразитарными болезнями» и «Гигиеническое научное обоснование минимизации рисков здоровью населения России» и федеральных целевых программ. В рамках научных направлений отраслевой программы «Проблемно-ориентированные научные исследования в области эпидемиологического надзора за инфекционными и паразитарными болезнями» проводятся исследования по актуальным проблемам эпидемиологии, микробиологии, иммунологии, лабораторной диагностике, специфической и неспецифической профилактике актуальных инфекций, санитарной охране территории Российской Федерации и биологической безопасности.

   Результатом научных исследований и разработок Роспотребнадзора за период 2013-2017 гг. стало утверждение и регистрация Минюстом России 70 санитарных правил (СанПиН, СП), 57 гигиенических нормативов (ГН), а также утверждение 26 - методических указаний (МУ); 1 руководства; 315 - методических указаний по контролю (МУК); 53 - методических рекомендации (МР).

   В рамках реализации НИР пересмотрен подход к внедрению итоговой научной продукции, разрабатываемой институтами, акцент сделан на пересмотр (разработку) нормативных актов санитарного законодательства, подготовку методических документов и информационных писем, необходимых органам и организациям Роспотребнадзора для осуществления функций и полномочий.

  Одним из важных направлений деятельности Роспотребнадзора является развитие сотрудничества по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей с международными организациями, агентствами системы ООН, межправительственными объединениями, профильными ведомствами зарубежных государств. Ключевые партнеры Роспотребнадзора - государства – участники ЕАЭС, СНГ, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), БРИКС. Значительно активизировалось сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе по линии форума АСЕАН и Восточноазиатского саммита (ВАС).

   Упрочилось взаимодействие Роспотребнадзора с профильными международными организациями: Всемирной Организацией здравоохранения (ВОЗ), Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС), Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО), Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирной Торговой организацией (ВТО), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). И, как следствие, возросло участие службы в формировании повестки дня по вопросам решения глобальных проблем борьбы с инфекциями, обеспечения безопасности и качества продуктов питания, радиационной защиты населения, оборота опасных химических веществ, защиты прав потребителей.

  В рамках реализации Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию Роспотребнадзор осуществляет оказание помощи зарубежным странам в противодействии угрозам инфекционных болезней и их трансграничного распространения. Одиннадцать государств Восточной Европы и Центральной Азии, Африки и Юго-Восточной Азии стали прямыми получателями помощи в виде лабораторного оборудования, тест-систем и иммунобиологических препаратов российского производства, получили организационно-методическую поддержку, безвозмездную помощь в подготовке кадров и проведении научных исследований.

   Среди реализованных Роспотребнадзором программ: содействие Армении и Киргизии в рамках присоединения к ЕАЭС; Гвинейской Республике в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия; помощь государствам–членам СНГ во внедрении Международных медико-санитарных правил ВОЗ (ММСП); поддержка служб по профилактике и диагностике ВИЧ/СПИД и других инфекционных болезней на территории стран Восточной Европы и Центральной Азии; содействие сопредельным странам для снижения рисков распространения чумы из трансграничных очагов.

  Кроме того, по программам помощи силами Роспотребнадзора за десятилетний период было обучено около 3000 зарубежных специалистов по вопросам лабораторной диагностики, эпидемиологии, организации противоэпидемических мероприятий и обеспечения биологической безопасности. В Армению, Киргизию и Таджикистан передано 6 мобильных лабораторий российского производства для проведения эпидразведки и мониторинга природных очагов инфекционных болезней, что вместе с 4 мобильными лабораториями, переданными Роспотребнадзором в 2015 году в Белоруссию и Казахстан, существенно улучшит евразийский региональный потенциал по мониторингу и прогнозированию распространения опасных инфекций.


Передача мобильной клиники в дар Киргизии от Российской Федерации в рамках программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией, 2015 г., г. Москва.

  В рамках участия Российской Федерации в глобальных усилиях по снижению рисков возникновения эпидемий опасных инфекций, подобных лихорадке Эбола, Роспотребнадзором создаван Российско-Гвинейский научно-исследовательский центр эпидемиологии и профилактики инфекционных болезней в г. Киндия Гвинейской Республики.


Передача опыта гвинейским специалистам учеными Роспотребнадзора, 2017 г., Гвинейская Республика.

   Поступательно развивается сотрудничество со странами Восточной Европы и Центральной Азии в деле борьбы с ВИЧ/СПИД и сопутствующими инфекциями. 22–24 марта 2016 года в Москве совместно с ЮНЭЙДС организована Пятая международная конференция по ВИЧ/СПИД в Восточной Европе и Центральной Азии, собравшая около 2500 делегатов из более чем 70 стран. Также совместно с ЮНЭЙДС в 2016 году начата реализация второй фазы проекта по содействию странам региона в профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД и другими инфекционными болезнями, включая такие направления, как расширение деятельности служб эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией; усиление мер профилактики и контроля за ВИЧ-инфекцией среди женщин и детей с целью искоренения передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку и совершенствования инфекционного контроля в медицинских учреждениях; усиление контроля над инфекционными заболеваниями среди мигрирующих групп населения для ограничения трансграничного распространения инфекций; проведение совместных научных исследований в сфере профилактики ВИЧ-инфекции, эпидемиологии и вирусологии.

  Ряд научных исследований, семинаров и тренингов проведен специалистами Роспотребнадзора по вопросам эпидемиологии и гигиены с вьетнамской стороной с использованием потенциала Совместного Российско-Вьетнамского Тропического научно-исследовательского и технологического центра, в том числе по проблемам мелиоидоза, гистоплазмоза и гриппа.

 Учитывая эпидемическую значимость стран Азиатско-Тихоокеанского региона, по инициативе Роспотребнадзора вопросы повышения противоэпидемической готовности и взаимодействия в борьбе с инфекционными болезнями внесены в Комплексный план сотрудничества России и АСЕАН на 2016–2020 гг., принятый лидерами на саммите Россия–АСЕАН в мае 2016 года. Также начата работа по созданию в рамках Восточноазиатского саммита механизма сотрудничества служб, отвечающих за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

  Активное сотрудничество с зарубежными странами и международными организациями в борьбе с угрозой инфекционных болезней позволило содействовать предотвращению завоза и распространение на территории России опасных инфекционных болезней; получить новые научные данные и результаты НИОКР в области эпидемиологии; укрепить единые возможности региона Восточной Европы и Центральной Азии по предупреждению, выявлению и реагированию на чрезвычайные ситуации, связанные с инфекциями; усилить национальные возможности стран–партнеров России на евразийском пространстве, в Африке и Юго-Восточной Азии по эпидемиологическому надзору; повысить статус и престиж российской эпидемиологической науки и практики борьбы с инфекциями на международной арене; укрепить научные и практические связи со странами дальнего и ближнего зарубежья в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

  Неуклонно совершенствуется нормативная правовая основа сотрудничества Роспотребнадзора с зарубежными странами и международными организациями. Так только с 2016 года заключены 3 соглашения о сотрудничестве в области осуществления ММСП с министерствами здравоохранения Армении, Таджикистана и Киргизии, соглашение с Министерством здравоохранения Киргизии об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия по чуме, соглашение с Министерством высшего образования и научных исследований Гвинейской Республики о научно-техническом сотрудничестве в области эпидемиологии и профилактики инфекционных болезней в Гвинейской Республике, 5 меморандумов о сотрудничестве в сфере инфекционных заболеваний с министерствами здравоохранения Армении, Белоруссии, Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, 7 договоров между научными организациями Роспотребнадзора и Арменией, Республикой Беларусь, Казахстаном, Таджикистаном, Киргизией, 4 договора о сотрудничестве между научными организациями Роспотребнадзора с Российско-Вьетнамским Тропическим научно-исследовательским и технологическим центром. Подписан рамочный документ о сотрудничестве с МАГАТЭ в целях обеспечения защиты людей и окружающей среды от ионизирующих излучений, взаимодействия в области медицинского облучения и облучения населения и работников природными источниками (радон) и контроля содержания радионуклидов в продуктах питания и питьевой воде.

  Учитывая поступательно развивающееся сотрудничество России и зарубежных стран, в частности, стран Азиатско-Тихоокеанского региона в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия, российский научный и организационный потенциал в этой сфере, а также необходимость совершенствования межгосударственной системы управления рисками эпидемий в условиях региональной интеграции, Роспотребнадзор организовал специальные тематические сессии по проблемам профилактики и борьбы с инфекциями на площадках международных экономических форумов: Петербургского международного экономического форума и Восточного экономического форума.

  Среди других организованных в 2016 году Роспотребнадзором в России международных мероприятий по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения стоит отметить первое совещание учреждений–партнеров Глобальной сети по оповещению о вспышках болезней и ответным действиям (ГОАРН) в Европейском регионе (12–13 октября, Санкт-Петербург), и XIII Межгосударственную научно-практическую конференцию «Достижения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в государствах–участниках СНГ» (1–2 ноября, Саратов). Большое внимание уделяет Роспотребнадзор межгосударственному отраслевому сотрудничеству в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в рамках функционирования Евразийского экономического союза и СНГ.

   Под председательством Роспотребнадзора состоялось 13-е заседание Координационного совета по проблемам санитарной охраны территорий государств–участников СНГ (2016 г.), на котором был одобрен проект порядка осуществления информационного обмена между странами СНГ о чрезвычайных ситуациях в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также проект порядка оказания взаимного содействия в реагировании на подобные ситуации, в том числе с использованием мобильных противоэпидемических формирований.

  Также по предложению Роспотребнадзора Российская Федерация инициировала создание Совета руководителей уполномоченных органов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения государств–членов Евразийского экономического союза (Совета), председателем которого по итогам голосования была избрана Россия. Деятельность Совета послужит не только снижению рисков для здоровья населения стран ЕАЭС, вызванных текущими региональными и глобальными угрозами, но и обеспечит содействие евразийской интеграции через гармонизацию санитарных и противоэпидемических мероприятий.

  C целью формирования целостного представления о состоянии и тенденциях развития политик и в области здорового питания в Российской Федерации, ее эффективности и путях реализации Роспотребнадзором при участии министерств, ведомств и научных организаций России был подготовлен национальный доклад «Государственная политика Российской Федерации в области здорового питания», который в 2016 году был представлен в ФАО в ходе консультаций по вопросам сотрудничества в области питания и безопасности продовольствия.

  Упрочилось сотрудничество Роспотребнадзора с Совместной программой ФАО/ВОЗ по стандартам на пищевые продукты, Комиссией «Кодекс Алиментариус» (ККА) не только в части участия в разработке и утверждении международных требований и рекомендаций по обеспечению безопасности и качества пищевых продуктов, но и решение глобальных вопросов охраны здоровья. Одним из важных этапов сотрудничества с ККА стало усовершенствование языковой политики организации.

  В рамках участия в деятельности ВТО в целях предотвращения обманной практики в торговле и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения России Роспотребнадзору удалось добиться сохранения применяемых мер в отношении торговых партнеров из зарубежных стран.

  Практическим шагом по информированию международного сообщества о вкладе Российской Федерации в решение глобальных проблем в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия стал подготовленный Роспотребнадзором обзорный доклад о выполнении в 2011–2015 гг. Российской Федерацией статьи Х (Сотрудничество и помощь) Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО), который был официально представлен на VIII Обзорной конференции КБТО (2016 г.).

 В целом поступательно развивающееся сотрудничество Роспотребнадзора с зарубежными странами и международными организациями способствует укреплению лидирующей роли Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на евразийском пространстве, а также росту российского влияния на формирование глобальной повестки дня в области борьбы с инфекционными болезнями, обеспечения безопасной среды обитания человека, безопасного, полноценного и качественного питания и других актуальных вопросов санитарно-эпидемиологического благополучия.